Её нет.

Принято считать, что подрядчик остро нуждается в деньгах заказчика. Принято считать, что кто платит — тот и заказывает музыку. Это не всегда так. Давайте разбираться.

Недавно я писал о профессионализме и проблемах, с которыми сталкиваются эксперты в современных условиях.

Кратко суть: профессионалы выдавливаются посредственными исполнителями, из-за чего профессионалу все труднее поддерживать свои компетенции на должном уровне и конкурировать с «местячковыми экспертами». При этом рынок в подавляющем большинстве не созрел до оценки подрядчика вне рамок бюджета. В результате проигрывают все — и заказчики и подрядчики. Если вы не читали ту мою статью, прочитайте ее перед тем, как продолжить чтение этой.

Вернемся к культуре подбора подрядчика для решения задач.

Разделим возникающие задачи глобально на два вида:

  1. Жизненно важные.
  2. Второстепенные.

К жизненно важным задачам можно отнести такие:

  1. Вылечиться от серьезной болезни.
  2. Защититься в суде от очень больших убытков или уголовного преследования.
  3. Научиться летать за штурвалом самолета.

И так далее.

К второстепенным — все остальные.

Для решения жизненно важных задач заказчик стремится привлечь профессионала. Первым критерием выступает уверенность в его работе и положительном результате. Стоимость и другие факторы отодвигаются на второстепенный план.

К решению второстепенных задач подавляющее большинство заказчиков подходит по принципу «кто возьмет дешевле — у того и куплю», хотя любая домохозяйка знает, что даже один и тот же сорт картофеля, продаваемый по разной цене на разных точках одного и того же рынка, может быть как перемороженным, так и отобранным вручную, и помытым.

Отсюда «растут ноги» у главной культурной проблемы привлечения подрядчиков в России — позиция барина.

«Я плачу деньги, значит, интерес исполнителя — их заработать».

Избалованные неприхотливыми «специалистами-троечниками» заказчики забывают о том, что проблема имеется в настоящий момент именно у них, а не у подрядчика. И именно заказчик пострадает, если подрядчик вдруг не справится с заданием, или вовсе не найдется исполнителя, подходящего под критерии «барина».

Если в случае с жизненно важными задачами клиент готов оплачивать перелет и проживание юриста высочайшей квалификации и всячески стремится наладить с ним заведомо дружественный контакт; готов брать кредиты и сам лететь в другую страну, чтобы вылечить недуг в крайней стадии; готов смиренно терпеть и впитывать все нравоучения и наставления старого ворчливого опытного пилота-инструктора, то в случае со второстепенными задачами ожидать такого подхода от заказчика не стоит.

Истина, естественно, где-то посередине.

Какая культура привлечения подрядчиков была бы полезна заказчикам?

  1. Понять и осознать, что в первую очередь не подрядчик ищет заработок, а заказчик ищет решение проблемы. Это настолько простая и при этом настолько игнорируемая истина, что на ее осмысление у некоторых может уйти вся жизнь. Вы на рынке. Вам необходимо найти баланс своего спроса и чужого предложения. Это дорога с двусторонним движением. Пока вы занимаете позицию хозяина, страдать будут обе стороны и рынок в целом.
  2. Понять и осознать, что профессионал не обязан укладываться в ваши представления о том «как надо», а транслирует свое видение. И пока он это делает бесплатно, вступать в какие-либо споры — банальное автобусное хамство. Можно не соглашаться с подходом или предлагаемыми путями, но не принуждать потенциального исполнителя бить себя кулаком в грудь и что-то вам доказывать. Не он к вам пришел, а вы к нему — проявляйте уважение и складывайте в копилку мнений. Не нравится подход — поблагодарите за содействие и отложите в список «как-нибудь в другой раз».
  3. Понять и осознать, что если вы сделали выбор в пользу найма чужого труда — надо быть готовым его оплачивать по тем тарифам, которые исполнитель назвал изначально, если вы не хотите получить халтуру. Вы всегда вольны отказаться от предложенных вам условий, вы всегда вольны спросить о скидке, но не торговаться, как на базаре. Да — да, нет — нет. Вежливый вопрос о скидке — это культура. Ронять цену, загоняя исполнителя в угол — бульварный гоп-стоп.
  4. Понять и осознать, что от глубины и четкости поставленной задачи, а также от уровня обратной связи зависят сроки, стоимость и успешность ее выполнения. Юрист не сможет защитить вас, если вы от него скрыли факты, которые всплыли в суде. Врач не сможет вылечить вас, если вы принесли неактуальные анализы, не прошли должное количество обследований или заменили дорогостоящее лекарство дешевым аналогом. Аналогично и с второстепенными задачами (не жизненно важными).
  5. Понять и осознать, что любая задача — это всегда коммуникация двух людей. Не нужно мериться эгоизмом и понтами, от этого пострадает решение задачи. Если вас о чем-то просит исполнитель, значит, это важно ему, чтобы решить вашу задачу, не нужно подключать сарказм, иронию и оценочные суждения. Есть сомнения — спросите, зачем и почему. Даже не думайте рассуждать на тему, в которой вы разбираетесь не на его уровне. Вам кажется, что профессионал запросил что-то нелепое или лишнее? Сначала сообщите ему это, а потом вежливо поинтересуйтесь, как это поможет в решении задачи. Будьте готовы оплачивать его ответ, если формат сотрудничества не подразумевает объяснения профессионала каждого своего действия.

Естественно, в аналогичной мере это применимо и к исполнителям.

Когда вырастет уровень культуры найма подрядчиков, чудесным образом вырастет и качество услуг, и уровень клиентского сервиса, и процент успешных проектов и капитализация рынка.

А пока что культуры найма подрядчиков у нас нет.

Нет её.