В компаниях, как и в жизни, царит та культура и эффективность, какую заслуживают те, кто их насаждал (или, наоборот, не насаждал).
Вечер, час-пик, пробка. Водитель не может пересечь дорогу на зеленый сигнал, потому что пересекаемая улица битком забита застрявшими в пробке автомобилями, которые заняли перекресток.
Загородная трасса, сумерки, плохая видимость. Водитель движется в своей полосе с разрешенной скоростью. Внезапно ему на встречу вылетает автомобиль со встречной полосы, пытающийся совершить обгон в запрещенном месте в конце подъема.
Двор спального района. Ночь. Автомобиль с подростками заехал на газон детской площадки, включил громкую музыку.
Даже когда есть ПДД, находятся нарушители. Если ПДД убрать, на дорогах наступит анархия. Вы легко можете видеть ее примеры на нерегулируемых равнозначных перекрестках в часы пик.
Проблему с пробками можно решить не только правилом, но и средством контроля проезда перекрестков. То есть, ужесточив правила. Занял перекресток получил штраф.
Встречные потоки можно отделить конструктивно — это очень сильно снизит вероятность нарушения ПДД.
Дворы можно оснастить шлагбаумами с фиксацией номеров заезжающего автотранспорта, что сильно снизит вероятность нарушения правил тишины и увеличит шанс привлечения к ответственности при правильно выстроенных процессах.
В бизнесе — аналогично. Если нет четких правил и систем контроля их исполнения, правила будут придуманы изнутри и поменять их потом будет сложнее.
Правила — это принятый за основу способ или алгоритм решения рабочих задач.
Если нет правил, нет смысла ждать, что кто-то будет выполнять их.
Как и в ПДД, правила в бизнесе должны быть проиллюстрированы вспомогательными рисунками, примерами из жизни и тестами на понимание и усвоение материала.
Правила могут быть установлены как для отдельной должности, так и для групп/отделов/департаментов и компании в целом.
В правилах стоит описать:
- Что надо делать?
- Зачем это надо делать?
- Как это надо делать?
- Какие инструменты и чью помощь использовать?
- В какие временные и финансовые рамки надо укладываться?
- Что делать, если что-то идет не так?
- Какие приоритеты у этой работы? Что важнее: качество, скорость или время+деньги?
- Где искать помощь и подсказки, если не хватает данных и знаний?
- Что будет, если не делать то, что надо делать?
- Как то, что надо делать, влияет на компанию в целом и на сотрудника в частности?
- Историческая справка: как давно это делается в компании в принципе и как жили до этого?
- Примеры правильного выполнения работы.
- Примеры неправильного выполнения работы.
- Вспомогательные иллюстрации, таблицы, чек-листы, ссылки.
- Слабые и потенциально проблемные места описываемой деятельности.
Правила и их детализация — основа стабильности и роста компании.