13 марта 2023

Дублирование самого важного

Умный платит дважды, а скупой — стократно
У человека два глаза, две руки, две ноги, две ноздри, две почки, в конце концов, чтобы эффективно выполнять операционные действия машины под названием «человек». В случае отказа одного из органов второй является дублирующим.

Было бы у человека две печени, два сердца и два мозга, жили бы мы намного интереснее и дольше. Но, увы, у нашей человеческой системы самые жизненно важные органы не задублированы.

Чего нельзя сказать о бизнесе. Здесь можно и нужно дублировать всех, от кого зависит ежедневная жизнедеятельность компании:
  • бухгалтер,
  • менеджер по продажам,
  • маркетолог,
  • логист,
  • кладовщик,
  • грузчик,
  • инженер,
  • менеджер поддержки клиентов,
  • программист,
  • дизайнер,
  • водитель,
  • курьер,
  • любой специалист, занятый в производстве конечного продукта/услуги,
  • уборщица.

Те роли, которые напрямую связаны с созданием добавочной стоимости, обязательно должны быть продублированы непосредственно в штате компании. Те роли, которые отвечают за прочую операционную деятельность, могу быть продублированы с помощью налаженных и тщательно отрепетированных процессов аутсорсинга.
      Худшее число в бизнесе — один!
      Это же относится не только к людям, но и к средствам производства:
      • ПК и ноутбуки;
      • Рабочий инструмент и принадлежности;
      • Автомобили;
      • Телефоны;
      • Принтеры и т.д.

      Да, это удваивает ФОТ.
      Но это куда менее страшная задача, чем остаться наедине с налоговой проверкой, оставить клиентов без обслуживания, а производство — без производства.

      Экономия на ФОТ еще не сделала ни один бизнес по-настоящему прибыльным, стратегически устойчивым и стабильно растущим. Наоборот, привычка на всём экономить играет злую шутку с предпринимателями. Они оказываются не готовы к внезапным потрясениям, а любое изменение ФОТ ставит под удар всю финансовую модель компании. Назвать такую богадельню бизнесом язык не поворачивается.

      Совсем нет денег на дублирование?

      Рассмотрите аутсорсинг без абонентской платы. Скорее всего он будет дороже в пересчете на час, но глобально — дешевле.

      Нет подходящих аутсорс-исполнителей? Рассмотрите взаимозаменяемость сотрудников. Обучите одних ремеслу других. Дайте скромную надбавку за подмену отсутствующего сотрудника. Пусть каждый знает в удовлетворительной мере работу одного или двух других звеньев цепочки создания ценности. Разумеется, такая взаимозаменяемость организуется только в условиях неполной загруженности людей, иначе у них не будет ни времени, ни желания заниматься смежной деятельностью.
        Нет дублёра — вы заложник
        Вот несколько примеров того, к чему приводит экономия на дублировании, из реальной практики моих клиентов.

        Главбух холдинга топнула ногой перед новым годом
        4 организации остались без главного учетного специалиста.
        Причины не так важны, важен факт — компания оказалась не готова к внезапному отсутствию сотрудника. Руководству пришлось в буквальном смысле слова умолять бывшего главбуха выйти на конец года и поработать еще пару месяцев до найма замены. Насколько я знаю, сотрудница взяла за два месяца годовой гонорар и комиссионные в размере 6 зарплат за помощь в введении нового главбуха в работу.

        Единственный программист уехал в Турцию
        А там нашел нового местного заказчика и отказался от работы в российской компании.
        Крупный интернет-магазин остался без ведущего инженера-программиста в самый разгар предвесенней распродажи. Моя компания стала субподрядчиком этого клиента и мы до сих пор вникаем в проект и разбираемся с кодом. Простой — колоссальный.

        Единственный маркетолог серьезно заболел ковидом на месяц
        Рабочие процессы встали, рекламная эффективность значительно упала.
        И это все перед новогодней распродажей. Потери год к году более 6 млн рублей.
        Разумеется, с вами этого не случится
        У вас сотрудники — ответственные.
        Технологии — стабильные.
        Подрядчики — надежные.
        Клиенты — платящие исправно.
        Рекламные каналы — работающие предсказуемо.
        Поставщики — никуда не денутся.

        Внимательный читатель увидел в последнем абзаце перечень того, что подлежит обязательному дублированию.

        Другие материалы блога