06 марта 2023

Реальная цена сотрудника

Прямо сейчас я вам докажу, что работники — это невыгодно.
И сразу же покажу, как исправить вашу бизнес-математику.
Какие работники вам нужны?



  1. Продуктивные?
  2. Талантливые?
  3. Способные?
  4. Умные?
  5. Устойчивые?
  6. Опытные?
  7. Профессиональные?
  8. Верные?
  9. Честные?
  10. Коммуникабельные?

Примерно так?

Это все не имеет ничего общего с бизнесом и зарабатыванием денег.
Вам нужны выгодные сотрудники!

Точка!
Другие критерии вас не должны волновать!
Во сколько компании обходится содержание одного работника в штате?
    Классическая бухгалтерия утверждает:
    ФОТ = зарплата + взносы во внебюджетные фонды

    Пример ИТ-компании с профильным ОКВЭД (по состоянию на дату статьи)
    Зарплата (до налогов) = 100 000 ₽
    Пенсионное страхование = 11 949,04 ₽
    Медицинское страхование = 5 016,24 ₽
    Социальное страхование = 471,02 ₽
    Страховка от несчастных случаев на производстве = 200
    ИТОГО = 117 636,30 ₽
    При этом сотрудник получит на руки 87 000 (13% НДФЛ с сотки).
    Если сотрудник хочет на руки 100 000 ₽, то зарплата у него должна быть 114 942,53 ₽, а суммарно со всеми отчислениями он обходится в 134 850 ₽.
    В приведенном примере финансовая нагрузка на одного сотрудника составляет +34,85% от его гонорара на руки.
    А теперь считаем подлинную цену
    По сути работник — арендованный ресурс.
    А ФОТ со всеми отчислениями — ежемесячная арендная плата.

    Представьте, что вы за 50 тысяч рублей в месяц арендовали профессиональный станок для ухода за кожей, а он то ломается, то портит клиентам кожу, то простаивает без дела и в итоге нарабатывает за месяц на сто тысяч рублей, из которых часть уходит на ремонт, часть на компенсации вреда клиентам, остальное — на аренду. Дай Бог, чтобы что-нибудь осталось.

    К тому же стоит помнить, что косметология особенно прибыльна в предотпускной сезон и простаивает в холодное время года. Поэтому в хорошее время нужно заработать намного больше, чтобы прокормить «голодные дни».

    Поэтому ваш станок для ухода за кожей должен хорошо, ой как хорошо окупаться! Не в два, а минимум в десять раз! Если нет, стоит поискать другой.

    И дело не в маркетинге привлечения, а в простое.

    Вот так и с сотрудниками.
    Они простаивают еще больше.
    В этом отличие человека от станка.
    Сотрудники болеют
    Оптимистично посчитаем, что сотрудник болеет 2 недели в году.
    Все это время мы платим аренду в виде ФОТ со всеми отчислениями.
    Не будем нырять в дебри и нюансы расчетов и просто возьмем за данность, что 2 недели в году мы платим аренду просто так. То есть 0,5 месячного гонорара в год.
    Сотрудники ходят в отпуск
    Минимальный отпуск составляет 28 дней.
    Округлим до месяца. За это время мы платим аренду за ресурс, который простаивает. То есть полный месячный гонорар в год.
    Сотрудники не работают на праздниках
    В среднем в году 12−14 рабочих дней выпадает на праздники, т. е. превращается в нерабочие. Обязанность по оплате аренды с вас при этом никто не снимает. То есть еще полмесяца в год мы платим просто так.
    Сотрудники простаивают
    Из 8 рабочих часов работа, которая напрямую ведет к деньгам, в лучшем случае составляет 4 полных часа, и это я еще чрезвычайно оптимистично посчитал. В реальной жизни персонал профессионально прокрастинирует месяцами, оставляя в полезной деятельности, приносящей деньги, максимум 2 часа, сливая остальное время на обсуждения, переписки, согласования, поиски, чаты и обдумывания. Поэтому оптимистично скажем, что простой составляет не более 50%.

    Итого: 1 месяц сотрудник в отпуске, полмесяца болеет, полмесяца отдыхает на праздниках. Из оставшихся 10 месяцев он 5 месяцев приносит деньги и 5 месяцев простаивает.
    То есть вы покупаете 5 месяцев работы по цене 12 месяцев.
    То есть реальная цена работы в месяц = 2,4 месячного гонорара.
    Не забываем про финансовую нагрузку 34,85%
    100 000 ₽ в руках сотрудника обходятся компании реально в 322 580 ₽
    И это лишь верхушка айсберга
    Считаем дальше
    Цена ошибки
    Сколько вам придется заплатить, если арендованный вами аппарат испортит кожу клиента и он подаст в суд? Сколько вы заплатите за досудебное урегулирование? А сколько, если все-таки не согласитесь решать вопрос полюбовно, доведете дело до суда и проиграете?
    Сумма иска, компенсации вреда здоровью, оплата лечения, моральная компенсация, собственные судебные издержки и издержки истца, оплата госпошлины.

    А сколько вы платите за ошибки сотрудников?
    Они налажали, а убытки — на вас.
    А лажают — все. Без исключения.
    Умышленно и нет.
    По-маленькому и крупно.
    Редко и часто.

    У этих ошибок есть цена. Твердое денежное выражение. И я оцениваю его как четверть годового дохода сотрудника и закладываю это в стоимость его работы.


    Итого: трехмесячный гонорар надо заложить в ошибки и отразить в учете.



    Следующая огромная цифра, которую в упор не видят ребята у руля, это…
    ЦЕНА ВАШЕГО ВРЕМЕНИ
    Не знаю, как вы, а я предпочитаю нанимать сотрудников, чтобы они работали на меня, а не я на них. Чтобы они тратили время, а я — нет.

    Каждая ошибка сотрудника, каждый его вопрос, каждый его протест или предложение — это мое время.

    О том, как снижать потери времени на сотрудниках, благодаря бизнес-процессам и правильной разумной мотивации, я рассказываю на своих тренингах, но даже это не сводит потери времени на сотрудников к нулю.

    Даже если сотрудники не совершают ошибок, их надо периодически обучать и контролировать. Даже самых лучших. Если у вас нет топового HRD, структурированной базы знаний и системы онбординга персонала (которые все трое в сумме стоят как чугунный мост), то ваше время владельца бизнеса будет неизбежно тратиться на эти процессы. Плюс трата вашего времени на обработку ошибок.

    Давайте усредним до 4 часов в месяц на человека при самом идеальном раскладе (уверен, что у вас далеко не так). Т. е. 2,5% рабочего времени владельца.

    Давайте возьмем среднюю зарплату ТОП-менеджера в размере полмиллиона в месяц без учета бонусов (по состоянию на дату написания статьи) как основу для грубого расчета. То есть пять зарплат рассматриваемого в примере сотрудника. В реальности, разумеется, цифры еще больше различаются, я намеренно упрощаю.

    Т.е. еще +12,5% к стоимости месячного гонорара сотрудника.

    Но и тут еще не вся математика закончилась.
    Цена замены
    Нового сотрудника надо найти, обучить, дать ему время, чтобы выйти на полную мощность.

    Искать будете сами?
    Или наймете HR за комиссию, обычно равную 1−2 месячного гонорара?
    Если сами, не выйдет ли дороже в пересчете на время владельца?

    Найдете с первого раза или итерации придется повторять несколько раз до приемлемого результата? А сколько за это время образуется простоя и потерь?

    Обучать будете сами или отдадите куда-то и кому-то?
    Через сколько времени поймете, что сотрудник — слабый — и уволите его, запустив процесс найма заново?

    Кто все это будет сопровождать? Не вы ли со своей ценой времени? Не дорогущий ли HRD или HRBP? Или вы надеетесь на обучение другими сотрудниками изнутри? Зачем им это?

    В общем, вы поняли.

    Я насчитал, что стоимость замены с учетом простоя и всех этих факторов обходится в среднем в 6 месячных гонораров работника.

    Если взять за точку отсчета, что средний срок службы сотрудника на хорошем месте примерно 3 года, то речь идет о 2 гонорарах в году, которые работник «пожирает мимо кассы».
    100 000 ₽ в руках сотрудника обходятся компании реально в 400 000 ₽
    А теперь — самое интересное
    Где же тут заработок?
    А пока нигде.

    До этой строки мы говорили о расходах, а не заработке.
    Чтобы ваш менеджер получил сотню на руки, компания должна иметь в резерве 400 тысяч на счету, если вы хотите, чтобы экономика сходилась, а бизнес рос.

    Чтобы эти деньги были, они должны прийти на счет. Следовательно, они подлежат налогообложению. На примере УСН 6%, чтобы у компании в резерве было 400 тысяч, прийти на счет ей должно 425 532 ₽.

    Эта цифра — в сухой ноль.
    Не стоит тешить себя иллюзиями, что здесь есть прибыль.
    По бухучету — есть.
    И с нее, к слову, надо будет платить дивиденды, если речь не об ИП.
    По разумному управленческому учету, который я предлагаю — нет.
    Вы вышли в зеро.

    А теперь про прибыль.
    Какую норму рентабельности на финансовые вложения вы хотите?
    Если в районе 20−30%, то это какой-то детский уровень.

    Продайте бизнес, купите акции, раскидайте портфель и живите без геморроя.

    С такими рисками и таким подходом к бизнесу я бы не смотрел меньше, чем на х2, т. е. 100% и более. Но тут личное дело каждого, кому-то и 40% на вложенные средства достаточно.

    Если мы хотим х2 на вложенные средства, это значит, что я хочу вынуть сумму не меньше, чем 425 532 ₽. А чтобы их вынуть, нужно заплатить налог на дивиденды в размере 13%, то есть итого на компанию в месяц должно прийти 425 532 (в ноль) + 489 117 (для дивидендов) = 914 649 ₽
    С 1 рубля лишь 11 копеек уходит в зарплату.
    Вы должны сделать так, чтобы сотрудник приносил в 10 раз больше своего заработка.
    Так мы подошли к первому главному вопросу: как правильно посчитать, сколько денег приносит сотрудник?

    И вытекающему из него второму главному вопросу: как выстроить работу сотрудника так, чтобы он приносил в десять раз больше своего гонорара?

    Об этом я рассказываю на своих тренингах и в проектах.

    Наложите свои цифры на эту математику и посчитайте, во сколько вам действительно обходится каждый сотрудник? И прямо сейчас подумайте, как вы считаете его эффективность, и насколько ваши расчеты корректны?

    Пишите мне, если нужна помощь, посчитаем вместе!

    Другие материалы блога