17 апреля 2023

Стратегия и менеджмент

Блестящая стратегия бесполезна при плохой тактике

Если вы управляете бизнесом или только собираетесь его открывать, то вам нужно заранее твердо определиться, что вы хотите построить: бизнес или прибыльную самозанятость.

И то, и другое — формы предпринимательства. Кому что по душе.

Но как только в вашей деятельности будет занят еще хоть один человек, у вас автоматически появляется сразу две важнейшие задачи:

  1. Задавать стратегию.
  2. Выбирать тактику.
Задавать стратегию и выбирать тактику!
Не важно, скромный ли вы индивидуальный предприниматель или президент холдинга с мультимиллиардным оборотом. Вы должны твердо и ясно видеть будущее, в которое вы ведете себя и своих коллег.
Определять ценности и принципы!

Люди — ваш главный ресурс.

И если есть те, кого можно легко заменить (низкоквалифицированный труд), то есть и ключевые участники вашей команды. И лучше бы, чтобы они разделяли с вами одни и те же ценности, взгляды, отношение к работе и результату, обладали той же страстью и были движимы той же верой, что и вы. Тогда успех придет обязательно.
Чтобы набирать ключевых сотрудников по ценностям, нужно, чтобы ценности были сформулированы.
Вы, как управленец, должны источать энергию и уверенность в заданном направлении. Иметь видение. «Мы идем туда потому что там то — что нам всем надо, и я знаю, как нам туда прийти».

Это старое доброе «Зачем?», сформулированное в виде не только конечной цели, но и ценностей, образа мышления, идеологии.

Чаще деловые ценности растут из личных ценностей.
Какие личные ценности преобладают у вас, возглавляющего компанию, такие ценности вы и будете транслировать в своей бизнес-стратегии, видении и подходах к работе.

На совокупности личных и деловых ценностей базируется та энергия, с которой ваш бизнес-корабль бороздит океан. И, как показывает практика, лучше всего бороздить его носом вперед и по ветру. То есть, думая о ценностях, не стоит забывать об опыте и здравом смысле.

Тут важна ясность мышления и прозрачность видения.

Видение — от слова «видеть» — образ будущего. По сути фантазия. Эмоции, ощущения, состояние. Не сумма денег в кошельке, а чувство, возникающее от их обладания. Видение можно и нужно распространять не только на себя и свой бизнес, но и на всех, кто с ним контактирует: сотрудников, клиентов, партнеров, конкурентов, госслужащих.
Работа — это то, что делают.
Бизнес — это то, что создают.
Хочется развития — будьте над бизнесом (создавайте), а не внутри него.

Когда вы всей душой осознали и прочувствовали свои ценности, представили свое будущее до мельчайших ощущений, представили себе окружающий вас мир, состояние души, эмоции и распорядок дня, вам стоит приступить к транслированию ваших взглядов. И начать надо с самого себя, потому что вы — первый, кому передаются ваши же ценности и видение (из бессознательного в сознательное).

Следом — ближний круг: семья, друзья, родственники. Они должны понимать, к чему стремитесь вы и к чему теперь им тоже стоит стремиться вслед за вами, если они по-прежнему собираются оставаться в вашем ближнем кругу.

Никаких сантиментов! Вы должны взять штурвал лидера и гнать корабль туда, куда нужно вам, а не кому-то, кому «виднее, как жить». Если вы будете подминать свои ценности под чужие взгляды, даже самых близких людей, то участь вашей посудины будет печальнее поклажи лебедя, рака и щуки — бизнес пойдет на дно, не отплыв от пристани.

Вы должны стать центром вселенной для вашего ближнего круга. Мерилом ценностей, истиной в первой и последней инстанции!

И достичь этого вы должны не директивно или авторитарно, а через лидерство: показать направление, доказать его перспективность, побудить довериться вам и гарантировать поддержку на всем пути!

Ну, а следом — транслировать все то же самое на остальных людей: сотрудников, соискателей, партнеров, клиентов, поставщиков, и всех остальных, с кем ваш бизнес будет контактировать.
Вашего бизнеса без людей не будет!
Но люди без вашего бизнеса прекрасно проживут!
Отлично! Видение сформулировано, цели обозначены, ценности и принципы сформулированы, транслированы и даже разделяются коллегами.

Вот только корабль все равно не поплывет, пока матросы не поднимут паруса, не лягут на весла или не разгонят паровой двигатель в машинном отделении!

Вот тут то и начинается менеджмент (тактика).

Как держать связь с людьми? Кто этим будет заниматься? Как он будет мотивирован на хорошую работу без кнута и пряника? Что люди будут получать от коммуникации с компанией и совпадет ли это с её ценностями и видением? Как это сделать, чтобы не приходилось контролировать каждого сотрудника в каждый момент времени, а они при этом не расслабились от бесконтрольной жизни?

Вокруг чего и как строить маркетинг? Что и кому продавать? Почему так, а не иначе? Какие конкретные механизмы продажи нужно задействовать? Кто и как выписывает счета и контролирует оплаты? Какие политики скидок и обработки претензий применять, чтобы не навредить видению, ценностям и счету компании? Как людям принимать сложные решения, не дергая каждый день руководителей, при этом, принимать такие решения не в ущерб ни себе, ни бизнесу?

Кто и как будет набирать, увольнять, обучать людей? Как его самого мотивировать? Что сделать и как настроить работу, чтобы нанимались только лучшие? Как и кто будет оформлять их в штат и выплачивать гонорары? Как защититься от кражи имущества и денег через сговоры и «схемы»? Как построить такую же работу с поставщиками и другими контрагентами, многие из которых только и ждут момента, чтобы отхватить кусок от вашего пирога?

Кто и как контролирует финансы? Чем его мотивировать, чтобы учет был скрупулезный настолько, насколько это возможно в принципе? Как не получить проблемы с налоговыми органами, но при этом не контролировать работу финансистов каждую минуту? У кого и как мы принимаем деньги? Какие документы все это должны подкреплять? Что, когда и как отправлять контрагентам? Что и кто делает, если что-то идет не так?

Кто и как обеспечивает работу компании внутри самой компании? Откуда берется интернет, бумага, шариковые ручки и кто убирает мусор? Какие процессы все это регулируют? Кто закупает? На основании чьих запросов? Как контролируется цена закупки? Как контролируется расход? Как защититься от воровства? Какие еще есть закупки и кто за них отвечает? Что и как эти люди должны делать день ото дня, чтобы компания не простаивала ни минуты?

Как контролируется качество работы и её финансовая эффективность? Какие отчеты и кто готовит? Какие правила формирования отчетов? Откуда брать цифры, как проверять их на корректность, какие математические действия с ними совершать? В каком виде предоставлять: графики, таблицы, схемы?

Нужны ли совещания? Как часто? С кем? По каким вопросам? Зачем? Кто ведет стенографию встречи? Кто имеет право инициировать и кого приглашать?

И так далее, и так далее, и так далее.

Я, могу продолжать еще очень долго.

Это все — рабочие процессы (тактика), без которых ни одна блестящая стратегия не стоит ничего. Просто фантазия без реальных шансов на воплощение.
Бизнес без стратегии и видения может жить!
Это будет обычный менеджмент «как у всех».
Не лидер, и не аутсайдер.
Один из сотен тысяч.

Стратегия же без менеджмента — просто фантазия.
Сладкие грезы о будущем, никак не связанные с реальностью.
Менеджмент десятилетиями живет без стратегии.
Стратегия ни дня не живет без менеджмента.
Стратегия — прекрасный и единственно рабочий инструмент конкуренции на насыщенном рынке или при достижении потолка роста.

Менеджмент — основа жизнедеятельности компании как таковой.

Менеджмент должен опираться на видение, ценности, принципы, транслированные стратегией.

Стратегия, при этом, сама по себе опирается на менеджмент, как форму своего существования.
Стратегия и менеджмент — инь и янь бизнеса, его мозг и тело.
При понятной бизнес-стратегии и выстроенных рабочих процессах владелец получает возможность управлять бизнесом (над), а не работать по найму на себя (внутри).

Это позволяет постоянно находить способы увеличить долю рабочего времени, приносящего доход.

Не увлекайтесь стратегией, не выстроив процессы.
Не увлекайтесь процессами, не разработав видение и ценности.

Другие материалы блога